Детская школа искусств №15 / Сведения об образовательной организации / Образование
«Развитие музыкальных способностей»
Необходимость введения предмета «Развитие музыкальных способностей» обусловлена тем, что именно в детском возрасте закладывается фундамент знаний в области музыкального слуха, ритма, интонации, развиваются творческие способности детей, их эмоциональное восприятие, память, воображение.
Введение предмета «Развитие музыкальных способностей» обусловлено спецификой школы, где существует несколько музыкальных классов: фортепиано, скрипка, аккордеон, домра, флейта, гитара, академический и эстрадный вокал.
Данная программа опирается на достижения как традиционных методик обучения известных и ведущих педагогов страны, так и на методику развития музыкальных способностей К. Орфа.
Суть идеи К. Орфа - познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь и движение.
Специфика программы заключается в том, что данный курс предполагает использование шумовых ударных инструментов (перкуссии), а также «всего, что звучит» (хрусталь, крупа, снег, бумага, вода и т. д.) Инструменты выступают как средство обучения музыке, а игра на них - как самый эффективный путь к развитию музыкальности детей. Музыкальная деятельность на уроке предполагает личный характер участия ребёнка в исполнении и творении музыки. Мелодические ударные инструменты (ксилофоны) также включаются в программу, но лишь элементарно (выдержанный басовый звук, глиссандо, спонтанная творческая игра звуками).
Целью прохождения данной программы является развитие у учеников музыкального слуха, творческих способностей, удовлетворение потребности детей в эмоциональном и двигательном самовыражении через игровую практику элементарного музицирования.
Задачи программы:
- творчески развить природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, создать предпосылки к формированию творческого мышления;
- воспитать интерес и любовь к музицированию;
- познакомить учащихся с многообразием мировой музыкальной культуры в практике музицирования;
- развить эмоциональность учащихся как важнейшую основу их внутреннего мира и способность воспринимать, переживать и понимать музыку;
- развить навыки общения, сопереживания, контактности, доброжелательности, взаимоуважения;
- формировать начальные знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения в школе искусств, положительную мотивацию к учению.
В результате прохождения программного материала обучающиеся имеют представление о:
- принципах элементарной импровизации;
- совместном творческом музицировании;
- элементарных (речевых, двигательных, музыкальных) композициях;
- многообразии опыта звуковых ощущений;
- средствах музыкальной выразительности;
- простых музыкальных жанрах;
- простых музыкальных формах.
Знают:
- элементы музыкальной грамоты;
- графическое моделирование (ритма, динамики, темпа)
Умеют:
- создавать ритмические композиции, используя тексты и шумовые инструменты;
- исполнять доступные музыкальные пьесы с аккомпанементом на инструментах;
- варьировать исполнение, изменять и дополнять его;
- меняться ролями: играющие и двигающиеся, поющие и играющие;
- интонировать семиступенный звукоряд в пределах октавы;
- определять характер прослушанного музыкального произведения, жанр, темп, динамику.